Угольное предприятие «Каражыра» перестало поставлять уголь в Германию

С экспортными сложностями ему придется сосредоточиться на угольных потребностях населения в Казахстане.

0 17

Угольное предприятие «Каражыра», разрабатывающее одноименный угольный разрез в Абайской области, в 2021 году фактически потеряло для себя рынок Германии. Такие цифры следуют из его финансовой отчетности за прошлый год.

Так, если в 2020 году «Каражыра» отправило на немецкий рынок своей продукции почти на 200 тыс. тенге, то этот показатель скатился до нуля в прошлом году. Напомним, Германия является одним из самых крупных рынков для российского угля в Европе. Ранее руководство этой европейской страны обещало, что ее экономика откажется от поставок из РФ к осени, заменив его на других поставщиков, включая ЮАР. В теории «Каражыра» могла бы занять маленькую часть ниши российского угля в ЕС, однако, скорей всего, это не получится сделать из-за логистических ограничений.

Кроме рынка Германии, резко просело у «Каражыра» и украинское направление. Так, в 2021 году поставки туда в денежном выражении не превышали 969 тыс. тенге, хотя в 2020 году этот показатель был равен почти 137 млн тенге. Зато взлетели продажи у предприятия на белорусском рынке, который, как известно, ранее являлся перевалочным пунктом для дальнейшей отгрузки на Украину и в европейские страны. В Беларусь «Каражыра» поставила угля на 1,1 млрд тенге по сравнению с 149 млн тенге выручки там в 2020 году. Вместе с тем, у предприятия несколько выросли продажи угля в Узбекистане и Кыргызстане, в то время как в РФ и Литве в деньгах они немного снизились.

Резко выросли заработки в прошлом году «Каражыра» внутри страны с 33,5 млрд тенге в 2020 до 40 млрд тенге, что, вероятно, было связано с очередным дефицитом и последующим поднятием цен. При этом 48% доходов от реализации угля на внутренний рынок составляли продажи угля через торговую биржу, хотя в 2020 году этот показатель составлял 61%. Напомним, что «Каражыра» фактически является доминантой на рынке коммунально-бытового угля, занимая более его 25%. На его топливе обогреваются ТЭЦ в Абайской, Жетисуйской и Восточно-Казахстанской области и значительная часть населения севера, востока и центра Казахстана.

Между тем, по данным ценового агентства Argus, с июля «Каражыра» повысило свои цены для российского рынка на 2-3%, причем ранее в первом полугодии топливо уже подорожало на 9% для клиентов в Алтайском крае, куда поставки уменьшились в пять раз до 20 тыс. тонн. При этом отгрузки каражыринского угля в РФ сократились в первые пять месяцев 2022 года на 175 тыс. тонн до 290 тыс. тонн из-за перехода Челябинской ТЭЦ-2 на газ. Кроме того, в этом году «Каражыра» не смогла поставлять на север Якутии из-за того, что там решили закупать хакасский уголь от компании СУЭК, хотя и поставки в котельные юга этой российской республики сохранились.

Острая конкуренция у «Каражыра» через трейдера сложилась с СУЭК на тендере для котельных в Марий Эл, Чувашии, Удмуртии и Коми, где казахстанскому предприятию удалось заключить контракты на поставку всего 3,7 тыс. тонн угля. Трейдеры, опрошенные Argus, отмечают в обзоре ценового агентства, что «Каражыре» будет дальше сложно конкурировать с производителями из Сибири, если те сократят экспорт из-за санкций, ведь доставка угля из Казахстана в дальневосточные регионы остается дорогой по стоимости. В то же время на российском рынке «Каражыре» приходится соперничать с другими казахстанскими угольными предприятиями. Так, на тендере котельных в Курганской области «Каражыру» смог обойти «Майкубен-Вест» в поставках 23 тыс. тонн угля, уступив в цене.

Сейчас уголь в Европе очень сильно подорожал, однако возможность поставок туда сильно ограничена проблемами транзита через российскую территорию. Хотя, в обзоре Argus отмечается, что в августе, когда российский уголь перестанет поступать в Европу, казахстанский уголь сможет пойти в европейском направлении через балтийские порты. Как сложившаяся ситуация и описанное утрачивание позиций «Каражыры» на российском рынке, согласно выкладке, отразится на внутреннем рынке пока неясно. Однако можно вспомнить, что при снижении экспорта обычно казахстанские производители угля стараются компенсировать свои внешние потери за счет населения Казахстана через организацию дефицита и последующее повышение цен осенью.

 

 

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.