Дорожный кризис в Казахстане: понесут ли виновные наказание?

0 2

Дорожный кризис в Казахстане: понесут ли виновные наказание?

Из года в год трассы и дороги в стране ремонтируют и строят, но ровнее и плотнее они от этого не становятся

Дорожный кризис в Казахстане: понесут ли виновные наказание?

Каждый год в Казахстане тратятся огромные суммы на строительство новых и ремонт уже действующих дорог. Но мы, тем не менее, продолжаем ездить по разбитым трассам, объезжать на улицах родного города одни и те же ямы. Люди даже шутят, мол, «без ремня ездить опасно – штраф, с выключенными фарами тоже штраф, а то, что на дорогах метровые ямы – это нормально и никак не влияет на безопасность движения». В этом материале Azattyq Rýhy поговорим о том, почему столь «качественно» строятся у нас дороги и кто же ответит за их состояние.

Какой город в Казахстане ни возьми, везде будет одна и та же картина: под колесами машин открываются едва ли не врата в ад – бесконечные пробоины, ямы, кочки. А автобаны, если их можно назвать таковыми, буквально крошатся на глазах. Каждый день у водителей – заезд с препятствиями. Летом и осенью их якобы ремонтируют, зимой никто не чистит, а весной асфальт тает вместе со льдом.

Одни из последних примеров – «вздутие» бетона в Туркестанской области якобы из-за жары, и многочисленные ямы на только что построенном мосту рядом с рынком «Алтын орда» в Алматинской области. И так повсюду – даже Президент возмутился этому и поручил наказать виновных. По его словам, даже дорога в Акорду напоминает лоскутное одеяло.  

«Одна из причин такого положения дел – в непрофессионализме. Дороги строят абсолютные профаны. Возможно, они что-то где-то слышали, возможно, учились в политехническом вузе, но итог один – изготовлением сложнейших технологических устройств, коими являются дороги, в Казахстане занимаются профаны», — заявил общественник Руслан Лазута.  

Дорожный кризис в Казахстане: понесут ли виновные наказание?

Но самая большая беда – банальная коррупция. Причем сталкиваются с ней не только казахстанские подрядчики, но и иностранные. Ведь нередко у нас нанимаются турецкие, итальянские и другие компании, но в конечном итоге все они сталкиваются с суровой реальностью.

«Не секрет, что в тендерах, которые выигрывают эти компании, откаты составляют до 40%. Вы только представьте, вам выдали 100 килограммов асфальта, из которых сорок килограммов вы должны кому-то отдать, а оставшиеся 60 килограммов размазать по какому-то участку. Причем, заметьте, тендера выигрывают одни и те же компании», — продолжил спикер.

Сейчас Руслан Лазута проживает в США и много колесит по местным дорогам.

«Я сравниваю на дороги, ролики на эту тему выкладываю, где говорю обратить внимание на то, как строятся дороги, какое количество техники, людей задействовано в этом, как здесь все продумано – и стоки, и уплотнение грунта. Американская дорога – это такой многослойный пирог. А у нас в Казахстане как строят? Лепешку положат тоненькую и называют это дорогой. Это небо и земля, как будто на разных планетах что-то делается. И ты понимаешь масштабы коррупции и воровства. Ничем Америка не лучше Казахстана. У Казахстана все есть для того, чтобы были шикарные дороги», — констатирует эксперт.

Кто-то из акимов может возразить, мол, климатическими условиями американцам повезло. Но так ведь и в северных регионах этой страны великолепные дороги, утверждает эксперт. Точно такие же улицы и трассы могут быть и в Казахстане – для этого у страны есть и техника, и деньги, и возможности.

Дорожный кризис в Казахстане: понесут ли виновные наказание?

«Начинать надо с того, чтобы попытаться победить коррупцию. Нужно менять систему отбора дорожных компаний, кто будет заниматься строительством или ремонтом. Необходимо, чтобы бизнес не кошмарили. Когда не будет жесткой руки, в этой сфере ничего хорошего не будет. Поэтому прежде всего надо разогнать всех этих коррупционеров, надо жестко наказывать.

Везде идет просто тотальное воровство, коррупция. И чтобы что-то изменить, надо набирать молодых перспективных ребят. Наверняка они есть. Те, кто еще не замарался в этих аферах вместе с акимами. Надо отправлять их изучать новые методики строительства, новые материалы, из которых строят дороги. Это все постоянно улучшается ведь», — пояснил Лазута.

Без помощи людей тут тоже не обойтись. Обязательное привлечение каких-нибудь общественных организаций к контролю над строительством должно стать нормой. Но организации отнюдь не карманные и не имеющие отношения к государству. Иначе получится, что рука руку будет мыть, как говорится.

«Общественные организации должны быть независимые. Такие, которые пытаются хоть что-то изменить. Однако сейчас могу лишь с сожалением констатировать, что ничего этого уже нет, все разгромили и все правозащитное поле полностью зачистили», — делится мнением общественник.

Дорожный кризис в Казахстане: понесут ли виновные наказание?

Как бы то ни было, виновные в дорожном аду должны понести наказание. Президент поручил найти и привлечь к ответственности всех подрядчиков, превративших дороги в трассу с препятствиями. Однако наш собеседник опасается, как бы реальные виновники не избежали наказания.

«Могут наказать какого-нибудь подрядчика, который номинально является директором дорожной компании, а наказать того, что реально за ним стоит, рука не поднимется. Пока не дадут команду, ничего не делается, потому что в Казахстане везде требуется ручное управление. Абсолютно все везде саботируется на любом уровне. Поэтому я боюсь, что шум этот пройдет, посадят какого-нибудь председателя, и все будет то же самое – плохие дороги, разговоры акимов о плохом климате и прочее», — заключил Руслан Лазута.  

Что ж, нам остается лишь дождаться результатов проверки – найдутся ли реальные коррупционеры или просто «козлы отпущения». Но факт остается фактом – эту сферу чиновники и бизнесмены давно превратили в бизнес. Ведь это выгодно – если у нас будут разбитые дороги, будут и тендеры.

Жан МУРЗА

Источник: rus.azattyq-ruhy.kz

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.