Туристический Казахстан: проблемы и перспективы

0 4

Туристический Казахстан: проблемы и перспективы

Причин, тормозящих превращение Казахстана в курортную зону, слишком много

Туристический Казахстан: проблемы и перспективы

Проблемы внутреннего туризма – это, похоже, проблемы рядовых казахстанцев. Чиновников должным образом эта сфера не заботит. Наверное, потому, что они предпочитают казахстанским зонам отдыха мальдивские пляжи и европейские достопримечательности. Тем временем туристическому рынку остро не хватает поддержки, а потенциал у него весьма и весьма хорош. Об этом и не только корреспондент Azattyq Rýhy поговорил с президентом Ассоциации туроператоров Казахстана Инной Рей.

– Инна Юрьевна, о туризме в Казахстане говорят много, в том числе и в высших кругах власти. Однако складывается стойкое ощущение, что ничего не меняется. Вы как человек из этой сферы расскажите, в каком состоянии она находится?

– Во-первых, хочу сказать, что интерес к туризму сейчас значительно возрос по сравнению с предшествующими годами. Во-вторых, изменения происходят, просто они не столь сильно заметны, и, возможно, это связано с тем, что меры, принимающиеся для развития туризма, слишком хаотичны.

Устойчивый интерес к туризму у нас появился в пределах 5-8 лет, когда у нас стали появляться государственные программы развития туризма, исследования по развитию сферы, стали вкладываться серьезные деньги. Причем очень серьезные деньги вливаются.

– Но почему же тогда не видно результатов?

– Я соглашусь с теми, кто, например, пользуется услугами туристического бизнеса Казахстана и на своем опыте видит, что изменений, которые хотелось бы видеть, что внимание к туризму повышается – этого не происходит. Более того, многие проблемы, наоборот, усугубляются.  

Например, мне кажется, что очень неправильно увеличивать въездной поток и внутренний по объектам туризма, когда не принят практически ни один закон, который бы формализовал и учитывал правильность использования того или иного турпродукта с точки зрения экологических норм. Потому что, к сожалению, мы можем потерять очень многие вещи навсегда. Их невозможно будет восстановить, либо восстанавливать придется с большими усилиями.

А мы сейчас начинаем этот практический опыт увеличения турпотока в условиях, когда уже многие страны прошли через этапы становления, когда они наткнулись на проблемы, связанные с массовым туризмом, их описали, сделали выводы. Можно даже не проводить свои исследования, можно пользоваться тем, что уже имеется в копилке человеческих знаний.

Туристический Казахстан: проблемы и перспективы

Мы, к сожалению, вот эти процессы оставили в стороне. Мы очень много вопросов обсуждаем. Но, к сожалению, чаще всего, в 90% случаях обсуждение заканчивается лишь констатацией проблем. Нам говорят, что проблемы доведут до тех, от кого зависит их решение, но чаще всего вся работа на этом и заканчивается. А потом, если появляется решение этой проблемы, то оно может в корне отличаться от того, что предлагали мы во время обсуждения. То есть процесс обсуждения проблемы у нас налажен, а вот процесс принятия решений и исполнения, к сожалению, нет.

Мне кажется, что все время у нас идет одна и та же стратегия. Сначала ставится телега, потом лошадь. Вот даже период пандемии возьмем, когда возникло понимание того, что увеличивается интерес к внутреннему туризму, что из-за закрытых границ люди обратятся взоры на туробъекты внутри страны – вот это время надо было использовать в первую очередь. Надо было туда привлекать деньги, инвестиции выделять и приводить в порядок объекты. Вместо этого шли какие-то дебаты, обсуждения, и время было безвозвратно потеряно.

А потом, когда у людей появилась возможность перемещаться, они просто лавиной помчались в эти места, а они оказались совершенно непригодны к такому количеству туристов. Потому что помимо того, что казахстанцы подогревают спроси, очень большой интерес проявляет Россия. Она сейчас не имеет возможности, чтобы использовать поездки в далекие зарубежные страны. Очень многие россияне обратили свое внимание на Казахстан.

Вы говорите, что ничего не происходит, но на самом деле впервые в истории Казахстана этим летом у нас самолетами целенаправленно, туристическими чартерными рейсами стали приезжать туристы из Москвы, Екатеринбурга, Уфы. Сейчас пока в Актау, готовятся такие же самолеты в столицу.

Туристический потенциал любой страны считается полностью использованным, когда появляется массовый туризм. Мы думали, что нам до него еще идти и идти, но вот уже появился такой турпродукт, к которому подтолкнули события в России. Многие, кто любил Алтай, стали продвигаться к нам уже в нашу Восточно-Казахстанскую область. Очень много туристов. То есть это говорит о том, что интерес к нашей стране есть.

– Это, конечно, отличная новость, но вот что видят эти туристы, прибывая в Казахстан? Отнюдь не безукоризненную инфраструктуру, сервис и прочее.

– Да, действительно. У нас несколько точек притяжения, которые имеют фантастическое будущее. Но при этом мы ничего не делаем для того, чтобы сделать из них хороший турпродукт.

Вот, например, Алаколь. Казалось бы, для всех понятно, что это место, которое интересно. Но это озеро, там хрупкая экосистема. Вы знаете, что туда поступают водные ресурсы из каких-то особенных мест. Озеро – это всегда какие-то необычные условия рельефной местности, которые позволяют скапливаться водным ресурсам. И если возникнет какое-то неправильное строительство, это может разрушить всю эту экосистему и остановить приток воды. А дальше вымирание этой экосистемы.

Туристический Казахстан: проблемы и перспективы

На Алаколе сейчас хаотично производится застройка. Застраиваются ветхим, неосновательным строительством. Потому что поддерживать и содержать очень сложно. При этом абсолютно не готовится инфраструктура. Как известно, государство должно поддерживать любой такой туробъект тем, что инфраструктуру должно подавать государство. Этого нет. Поэтому в этом году там и случились ЧП. Эти пожары на Алаколе показали, что неустойчивые эти все фазы, что недостаточно снабжение электричеством, нет канализации, соответствующие запахи.

Там абсолютное безобразие со стороны местных таксистов. Там просто какое-то дикое начало девяностых годов, когда там пускаются в ход и кулаки, отсутствует всякое гостеприимство, и люди видят вот эти страшные маски, когда они между собой дерутся за то, чей турист. До сих пор не продумана дорога.  

Поэтому с точки зрения экологии, с точки зрения качества предоставления услуг мы сейчас не успеваем решать эти проблемы. И теперь мы уже будем идти от обратного. Когда-то наступит пиковая точка, как всегда у нас обычно происходит – увидит эту проблему какой-нибудь большой человек в стране, и начнут отматывать обратно. Это уже будут другие капиталовложения, большие низовые потери и прочее.

Такие же проблемы у нас вокруг Алматы. Там у нас предоставляются услуги несертифицированными гидами, несертифицированным транспортом, какие-то дикари. А человечество-то давно пережило этот этап. Безобразие что мы, построив современные здания, современные дороги, дав людям образование, создав продвинутое общество, в этих местах сохраняем какую-то первозданную дикость.

Вот эти все безобразия сталкиваются с еще одной проблемой – у нас «гуляет» дикий серый рынок в сфере оплат за услуги. Туроператорский рынок практически не может работать с рынком санаториев, профилакториев, отелей, потому что если там работают через туристические компании, то след неизбежно останется. А у предпринимателей есть желание собрать как можно больше денег и при этом минимально заплатить налоги или вообще их не платить. Да, возможно, не всегда предприниматели в этом виноваты, потому что они мало зарабатывают, а затраты при этом у них большие. Но, тем не менее, все никак не поставится этот вопрос в правильное русло.

Туристический Казахстан: проблемы и перспективы

У нас статистика тоже не работает. И даже увидев их, я не думаю, что это очень сильно отразится на местных бюджетах, потому что платежи не отработаны. Даже если ты хочешь заплатить за что-то своей карточкой, нет POS-терминалов, не установлены они. А это значит, что сокращаются возможности тех людей, которые приезжают отдыхать.

Очень большая проблема с тем, чтобы услуги на определенном уровне предоставлялись, потому что необходимая конкуренция практически отсутствует. Наплыв людей очень большой. Поэтому объективные факторы, когда лучшие сохраняются на рынке, а худшие уходят, там еще не скоро заработают, потому что потребности больше, чем предложений. Большая проблема с этим.

– А что касается Актау? Складывается ощущение, что там есть все-таки подвижки.

– Там более цельный получили турпродукт, и более быстро началось продвижение, и мы увидели большой спрос.

– Благодарю Вас за беседу.

Во второй части нашего разговора мы обсудили пути решения проблем, накопившихся в сфере туризма.

Продолжение следует…

Источник: rus.azattyq-ruhy.kz

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.